Для учителей
Здравствуйте, дорогие коллеги!
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Министерство просвещения Российской Федерации
https://docs.edu.gov.ru/document/75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b/
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Официальный сайт департамента образования Белгородской области
https://образование31.рф/deyatelnost/obrazovanie/obshee-obrazovanie/
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ДОЧИСЛОВОЙ) ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Подготовительный (дочисловой) период - это первые две недели обучения первоклассников математике в школе, до изучения чисел первого десятка.
Цели подготовительного периода: в дочисловой период обучения математике учителю необходимо:
- выявить запас математических знаний и умений у детей, поступивших в 1 класс;
- подготовить их к работе над первой темой программы – нумерацией чисел в пределах 10;
- направить работу на адаптацию учащихся;
- формировать у учащихся общеученических умений и навыков.
На подготовительном этапе проводится изучение свойств предметов, с помощью которых выделяются те или иные совокупности (цвет, форма, материал, назначение и т.д.)
Сначала идёт работа над формированием операции анализ через синтез: учитель показывает детям разные предметы, а они стараются заметить и назвать как можно больше его свойств (например, блюдце – голубое, круглое, ставится под чашку, стеклянное и т.д.).
Сорбонка — это двусторонняя карточка, с одной стороны которой находится вопрос, а с другой — ответ на него. Сорбонки можно использовать для запоминания большого массива информации (дат, единиц измерения физических величин, таблицы умножения, английских слов и т.д.)
- концентрация внимания обучающихся на определенных элементах учебного материала;
- увеличение частоты повторений определенного учебного материала;
- повышение заинтересованности и раскрепощение памяти обучающихся с помощью оригинального оформления и привлекательной игровой формы;
- экономия времени урока, на этапе проверки учебного материала (отработки первичных знаний);
- формирование общеучебных компетенций: самоконтроля и самопроверки (взаимоконтроля и взаимопроверки);
- используя индивидуальный подход, можно корректно указать обучающемуся на пробелы в его знаниях.
Использование анимированных сорбонок на уроке является ненавязчивым, интересным и эффективным технологическим приемом. Для обучающихся работа с анимированной сорбонкой является увлекательной игрой, а учитель ненавязчиво достигает своей цели: заинтересовать и мотивировать обучающегося, освоить обязательный учебный материал.
Как создать сорбонку в PowerPoint. Подробная инструкция
ПРИЕМ "ЛОВИ ОШИБКУ"
При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Преимущества приема «Лови ошибку»:
- универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
- приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
- развивает аналитические способности;
- предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
- заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
- воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Инструкция по «Ловле ошибок»
Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:
- Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
- Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
- Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
- Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
- Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
- Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
- Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
- Используйте доску, мультимедиа, карточки.
- Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
- Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).
Рекомендации
по работе с «трудным» ребенком (демонстративный тип личности)
ü
Главное – четко
распределить внимание к ребенку по такой схеме: уделять ему внимание не в тех
случаях, когда он плохо себя ведет, а когда хорошо. Здесь очень важно замечать
ребенка, когда он не скандалит, не пытается обратить на себя внимание хулиганскими
проделками. Если же поведение плохое, то любые замечания сведите к минимуму.
ü
Особенно важно отказаться
от ярких эмоциональных реакций, т.к. их-то он и добивается. Для него это
фактически не наказание, а поощрение. Если на него натопают ногами и накричат,
то он это расценит как свое достижение.
ü
Если же поступок
действительно серьезный, и оставить его без внимания нельзя, то наказание
должно быть, как можно более безэмоциональным.
ü
Чтобы удовлетворить
постоянную потребность во внимании ребенка с подобным поведением, вам
необходимо будет найти занятие, где он сможет свою демонстративность
реализовать. Особо могут подойти театральные занятия.
В некоторых случаях желание
обратить на себя внимание не находит каких-либо проявлений в поведении, потому
что они сдерживаются повышенной тревожностью. Данный конфликт разрешается с
помощью развития защитного фантазирования. Ребенок внешне пассивен, а его
настоящая жизнь протекает в мечтах. Этот способ поведения называют «уход от
деятельности»
ü При уходе от деятельности необходимо развернуть во внешней
форме активное воображение ребенка. Ему нужна сфера, удовлетворяющая его
потребность во внимании. Эти цели могут быть достигнуты одновременно благодаря
деятельности, которая связана с искусством – например, занятия в кружке
рисования. В этой творческой реальной деятельности ребенку также надо
обеспечить сразу эмоциональное подкрепление, ощущение успеха, внимание.
ü Если у него нет художественных способностей, то можно
порекомендовать занятия абстрактной живописью. «Шедевры» обязательно следует
повесить для украшения квартиры и показывать с гордостью всем гостям,
приходящим в дом. Они и правда красивы, а главное, нет особых критериев для
строгой оценки, и тем более – для осуждения.
Каким образом можно
определить эмоциональные нарушения в младшем школьном
возрасте?
Эмоциональные нарушения могут проявляться агрессией,
вспыльчивостью, пассивностью, застенчивостью, гиперактивностью, таким образом
их можно и определить.
1)
Многим детям свойственна агрессивность.
Переживания и разочарования ребёнка, которые взрослым кажутся мелкими и
незначительными, оказываются весьма острыми и труднопереносимыми для ребёнка
именно в силу незрелости его нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным
для ребёнка решением может оказаться и физическая реакция, особенно при
ограниченности ребёнка к самовыражению. Физическая
агрессия может выражаться в драках, так и в форме разрушительного отношения
к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки, ломают нужные вещи,
поджигают их. Иногда агрессивность и разрушительность совпадают, и ребёнок
швыряет игрушки в других детей или взрослых.
2)
Ребёнка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже
самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику,
расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость – это скорее выражение
отчаяния и беспомощности, чем проявления характера. Тем не менее, она причиняет
и взрослым, и самому ребёнку массу неудобств и поэтому требует преодоления.
3)
Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребёнка, считают,
что просто «тихоня», отличающийся хорошим поведением. Тем не менее, это далеко
не всегда так. Тихие дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные
эмоции. Ребёнок может быть несчастным, подавленным, застенчивым. Подход к таким
детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем
появится ответная реакция. Проявлением этого является
посасывание пальца, царапание кожи, выдёргивания у себя волос или ресниц,
раскачивание и пр.
4)
Застенчивость – черта характера,
выражающаяся в болезненном опасении привлечь к себе внимание окружающих,
безмотивное чувство стыда. Застенчивость свойственна преимущественно девочкам,
особенно тем, кому с ранних лет внушали мысль о внешней привлекательности.
Мальчиками, застенчивость порою преодолевается с помощью нарочито дерзких
выходок, грубости по отношению к сверстникам и взрослым. Застенчивость является
серьёзной помехой в учении детей. Она обуславливает страх перед вызовом
отвечать у доски, любым устным ответом. Застенчивый ребёнок не в состоянии
использовать при ответе имеющиеся у него знания. Со временем подобная ситуация
определяет полную пассивность ребёнка на занятиях и общественной деятельности.
5)
Основные признаки гипердинамического
синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность.
Гипердинамичный ребёнок импульсивен, и никто не рискнёт предсказать, что он
сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь
о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из – за
происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не
помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится.
Это самый шумный ребёнок в детском коллективе. Самая большая
проблема гипердинамичного ребёнка – его отвлекаемость. Заинтересовавшись
чем–то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он
любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое
постоянство интереса.
Комментарии
Отправить комментарий