Числа и цифры

Здравствуйте, ребята! 

А вы знаете историю возникновения чисел? А знаете ли чем отличается цифра от числа? Для пополнения своих знаний читайте информацию далее.
Цифра — это письменный знак, изображающий число. Цифра – слово арабского происхождения и означает ноль или пустое место. Их существует только десять. Они придуманы для обозначения числа.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Число — это основное математическое понятие. Его используют для: количественной характеристики; сравнения; обозначения нумерации объектов. Числа записываются при помощи цифр.
История возникновения чисел
Ученые считают, что история возникновения чисел зародилась еще в доисторические времена, когда человек научился считать предметы. Но знаки для обозначения чисел появились значительно позже: их изобрели шумеры — народ, живший в 3000—2000 гг. до н. з. в Месопотамии (ныне в Ираке). История гласит, что на табличках из глины они выдавливали клинообразные черточки, а потом изобрели знаки. Некоторые клинописные знаки обозначали числа 1, 10, 100, то есть были цифрами, остальные числа записывались посредством соединения этих знаков. Пользование цифрами облегчало счет: считали дни недели, головы скота, размеры земельных участков, объемы урожая.
История цифр началась 5 тысячелетий назад в Египте и Месопотамии. И хотя эти два культурных пласта мало пересекались друг с другом, их системы исчисления очень похожи. Первоначально для записей использовали камень или выполняли засечки на дереве. Впоследствии в Месопотамии стали пользоваться глиняными табличками, а в Египте писали на папирусе. Внешний вид цифр в этих культурах отличается, однако одно можно сказать точно: найденные археологами артефакты подтверждают, что это были не просто записи чисел, а именно математические действия.
Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много.
Однако, когда люди начали заниматься животноводством и земледелием, то им уже стало необходимо пересчитывать коз в стаде или количество корзин с выращенными плодами (которых было больше трех), заготовленными на зиму.
Способов счета было придумано не мало: делали зарубки на палке по числу предметов, завязывались узлы на веревке, складывались в кучу камешки. Но палку с зарубками с собой не возьмешь, да и камни таскать не очень приятно, а пастуху нужно знать - не отбилась ли какая коза от стада. И тут на помощь приходят пальцы рук - отличный счетный материал, им до сих пор пользуются не только первоклассники. А если предметов больше десяти? Конечно, можно использовать и пальцы на ногах, а дальше? Тут уже ничего не оставалось делать, как придумать десятичную систему, которой мы пользуемся сейчас: считаем десятки; когда наберется десять десятков, называем их сотней; потом десять сотен-тысячей. В Древней Руси десять тысяч называли “тьма”. Отсюда выражение “тьма народу”.

Для закрепления знаний о цифрах и числах пройдите тест.

Интересное о числах

  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

    Ф.И.О. участника: Черкашина Дарья Ивановна

    Тема урока: «Род и число имен прилагательных»

    Класс:4

    Цель фрагмента урока: создание условий для формирования у учащихся умений определять род и число имен прилагательных.

    Планируемые результаты фрагмента урока:

    Задачи:

    -образовательная: повторить правила определения окончаний имен прилагательных; познакомить с родом и числом имени прилагательного; формировать умения определять род и число имен прилагательных.

    -развивающая: развивать память, мышление, устную и письменную речь; развивать орфографическую зоркость при написании окончаний имен прилагательных.

    -воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, уважение к окружающему миру

     

     

    Предметные

    Умеют определять род и число имен прилагательных

    Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные)

    П-умеют ориентироваться в учебнике, умеют анализировать, сравнивать, классифицировать по теме: «Род и число имен прилагательных»

    Р- умеют осуществлять процесс целеполагания, планировать и оценивать свои учебные действия  по теме: «Род и число имен прилагательных»

    К-умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи, умеют сотрудничать при работе в группах, парах.

     

     

     

    Личностные

    Умеют проявлять уважительное отношение к окружающей природе, умеют понимать и принимать позицию другого


     

     

     

     

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

    Этап фрагмента урока

    Образовательная задача этапа урока

    Методы и приемы работы

    Деятельность учителя

    Деятельность

    обучающихся

    Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

    Дидактические средства,

    интерактивное оборудование

    Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

    Мотивация к учебной деятельности

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Словесный

    Беседа

    Прием инструктажа

    Анализ высказывания

    Выбор качеств успешности

    Наглядный метод

    Приветствует

    учащихся.

    Проверяет

    готовность к

    уроку.

    Напоминает ТБ, правил работы на уроке.

    Настраивает

    учащихся на

    активную

    продуктивную работу на

    уроке.

    Выбор качеств для успешности работы.

     

    Приветствуют

    учителя.

    Проверяют

    рабочее

    место.

    Настраиваются на активную

    работу на

    урок.

    Выбирают слова,подходящие для отличного результата деятельности.

    Анализируют высказывание, высказывают свои мнения

    Ф

    Интерактивная доска

    Презентация Smart

    Визуальный контроль

    Постановка учебной задачи

    Обеспечить

    определение

    темы, цели и

    задач урока

    учащимися на основе повторения правил правописания окончаний в именах прилагательных

    Проблемная ситуация.

     

     

    Прием целеполагания

    Словесный метод

    Беседа

    Практический

    Упражнение

    Наглядный метод

    Прием

    «Инструктаж»

    Прием «Самооценки» в игровой форме «Цветок»

    Создает проблемную ситуацию на основе прослушанной загадки, а также верного написания окончаний в именах прилагательных.

     

     

     

     

     

    Подводит к формулировке темы, цели и задач урока

    Знакомятся с предложенной загадкой, а также именами прилагательными с пропущенными окончаниями, выявляют проблему

     

    предполагают тему, цель, задачи урока

    Оценивают свои действия, согласно критериев, выбирая лепесток нужного цвета

    Ф

    Интерактивная доска

    Презентация в Smart

               

    Устный контроль

     

     

     

     

     

    Визуальный контроль

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Работа с планом урока

    Учебное действие

    Формировать  умения обучающихся об определении рода и числа в имени прилагательном

    Частично-поисковый, наглядный методы

     

    Прием классификации информации

    Прием «Самооценки» в игровой форме «Цветок»

    Организовывает деятельность обучающихся по умению верного определения вопроса, рода и числа имени прилагательных

    помогает правильно отвечать на поставленные вопросы.

     

    Демонстрирует страницу учебника

    Отвечают верно на вопросы ,используют учебник ,а также полученные знания,

    при работе в парах

    Оценивают свои учебные действия,

    согласно критериев, выбирая лепесток нужного цвета

    Ф

    Учебник Русского языка

    4 класс «Школа России»

    Устный контроль

    Действие контроля и самоконтроля

    Проверить знания и умения обучающихся в определении рода имен прилагательных.

    Словесный

    Беседа

    Наглядный

    Прием инструктаж

    Прием «Проверка по эталону»

    Прием «Самооценки» в игровой форме «Цветок»

    Организует

    индивидуальную работу по

    закреплению

    полученных

    знаний в тетрадях.

    Контролирует выполнение задания обучающимися

    Выполняют задание в тетради,

    затем проверяют свои результаты по эталону, оценивают их, согласно критериев, выбирая лепесток нужного цвета

    Ф

     

     

    И

    Интерактивная доска

    Презентация в

    Smart

    Карточки с заданиями

    Самопроверка

    Действие оценки и самооценки

    Осуществление  рефлексии учебной деятельности, соотношение  достижимой цели с поставленной.

    Словесные

    Беседа

    Прием «Самооценки» в игровой форме «Цветок»

     

    Обеспечивает оценивание  деятельности на уроке с помощью приемов рефлексии

    Организует беседу по подведению итогов, анализу достижения цели урока.

    Благодарит за проделанную работу на уроке.

    Отвечают на вопросы по теме

    Оценивают свою деятельность на уроке, в соответствии заявленных критериев

    Ф

     

     

     

     

    И

    Устный контроль

     

  • Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I Мотивация к учебной деятельности

    1-2

    Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Ивановна и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

    Наш урок я хочу начать с высказывания, на столах у вас лежат разрезанные его части, соберите объединившись в группы

    Но для начала давайте вспомним правила работы в группах

    Повернись назад, а вы работайте вместе

    Катя поработает самостоятельно на карточке

    Сделай разбор слова по составу

    Весенний

    «С малой удачи начинается успех»

    Какое высказывание у вас получилось?

    Как вы его понимаете?

     

     

     

    Хотите ли вы быть успешными на уроке сегодня?

    Выберите качества, которые вам будут в этом помогать

    -Лень

    -Активность

    -Внимательность

    -Наблюдательность

    Приветствуют

     

     

     

    Не шуметь, помогать, делать сообща

     

     

     

     

    Каждое задание, выполненное задание на уроке – это маленькая удача, а из них складывается большой успех.

     

     

    Да

     

    Активность, внимательность, наблюдательность

     

     

    ΙΙ. Постановка учебной задачи

    3-4

    Ребята, давайте посмотрим на работу Кати, с помощью документ камеры

    Какие части слова вы знаете?

    Катя, какие выделила ты?

    А для чего  служит окончание?

     

     

     

    (На презентации)

    Ребята, сейчас вам необходимо вставить нужные буквы в окончания слов

    Весеннее, весенний, весенняя, голубой, голубая, голубое

    Лена, выйди к доске и напиши нужные окончания

    Ребята, наблюдайте за работой Лены

    Все ли верно она сделала?

    Лена, в чем у тебя возникли сложности, когда ты выполняла это задание?

    Ребята, а у вас?

    Скажите какой части речи являются эти слова?

    Почему ты вставила окончание –ий в слове весенний?

    Верно!

    Какие признаки имени прилагательного помогает определить окончание?

    А какой род может быть?

    А число?

    Ребята, попробуйте сформулировать тему нашего урока

     

    Какую цель мы перед собой поставим?

     

     

    Какие задачи мы можем сформулировать на урок?

    Данные задачи будут также являться планом нашего урока

     

     

     

     

     

    Ребята, на слайде и у вас на столах  есть план, возьмите карточку номер 1 ,какой пункт является лишним, озвучьте его

    План

    1)Закрепить знания об имени прилагательном

    2)Прочитать рассказ «Федина задача»

    3) Вспомнить, что такое род и число имен прилагательных

    4) Определять род и число имен прилагательных

    А почему он лишний?

     

     

    А знаете ли вы кто автор данного рассказа?

    Какие произведения он писал?

     

     

    В основном он писал юмористические рассказы. Его рассказы очень интересные и веселые, советую вам  прочитать на майских праздниках

    Также, у вас на столах лежит сердцевина цветка, который вы будете собирать в течение всего урока

    Вы должны будете приклеивать к ней лепестки, как только мы выполним один из пунктов плана

    Давайте вернемся к плану и посмотрим, что мы уже выполнили?

    Мы вспомнили про имя прилагательное?

    Приклейте лепесток нужного цвета  клейкой стороной к сердцевине и отметьте галочкой в плане

    )Голубой- если со всем справились и вопросов не возникало

    2)Желтый- если возникали вопросы

    3)Красный- если вы считаете, что вам было сложно и возникало много вопросов

     

    Корень, приставка, суффикс, окончание

    -ий

    Служит для связи слов в предложении, для образования других форм слова

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Потому что это мужской род

     

    Род и число

     

     

    Род и число имен прилагательных

     Научиться определять род и число имен прилагательных

    Повторить об имени прилагательном

    Познакомиться с родом и числом имен прилагательных

    Закрепить умения определять род и число имени прилагательного

     

     

     

     

     

    2 Пункт прочитать рассказ

     

    Потому что это литературное произведение

     

    Н.Н Носов

    «Мишкина каша», «Огурцы», «Незнайка на луне»

     

    ΙΙΙ. Учебное действии

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Откройте тетради запишите дату, классная работа

    В учебнике на странице 8 найдите упражнение 10

    Катя, прочитай условие, которое написано внизу упражнения

    Выполняйте в парах, но прежде чем начать, давайте вспомним правила работы в парах

    Итак, давайте проверим, читайте свои  словосочетания по цепочке, называя род и число имен прилагательных

    Не забывайте указывать род имен прилагательных

    Поднимите руку, кто согласен с ответами

     

    Ребята, а как вы считаете можно ли определить род имен прилагательных во множественном числе?

    Если можно, то как?

    ( Мы все равно должны будем поставить имя прилагательное в единственное число)

    Давайте вернемся к плану, мы с вами вспомнили что такое род и число?

    Отметьте галочкой в плане, и приклейте к сердцевине лепесток нужного цвета

    Напоминаю:

    )Голубой- если со всем справились и вопросов не возникало

    2)Желтый- если возникали вопросы

    3)Красный- если вы считаете, что вам было сложно и возникало много вопросов

    Выполняют упражнение

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Нет, род можно определять только в единственном

     

     


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога